Ро́котов Фёдор Степанович (1735? - 1808), российский живописец. Тонкие по живописи, интимные, глубоко поэтичные портреты проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека («Неизвестная в розовом платье», 1770-е гг.; «В. Е. Новосильцова», 1780).
* * *
РОКОТОВ Федор Степанович - РО́КОТОВ Федор Степанович [1735(?) - 1808], русский живописец. Тонкие по живописи, интимные, глубоко поэтичные портреты проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека («Неизвестная в розовом платье», 1770-е гг.; «В. Е. Новосильцова», 1780).
* * *
РО́КОТОВ Федор Степанович [1735 (?), с. Воронцово, ныне в Москве - 12 (24) декабря 1808, Москва], русский художник. Один из лучших мастеров русского портрета века Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) .
Выходец из семьи крепостных; был, скорее всего, незаконным ребенком, лишь приписанным к этой семье, поскольку числился «вольнорожденным». Учился в петербургской Академии художеств с 1760. Жил в Петербурге, с 1765 - в Москве, где имел частную школу.
Парадный портрет
Усвоил стилистику западноевропейского парадного портрета в духе рококо (см. РОКОКО), вероятнее всего, по произведениям работавших в России французских мастеров Л. Токке и П. Ротари (см. РОТАРИ Пьетро). Изучал произведения русских и западноевропейских мастеров, собранные в коллекции И. И. Шувалова (см. ШУВАЛОВ Иван Иванович), которую он изобразил около 1757 на картине «Кабинет И. И. Шувалова» (известной по копии крепостного художника А. Зяблова, 1779, Исторический музей, Москва). Вероятно, сотрудничал с М. В. Ломоносовым (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич), когда тот налаживал мозаичное дело в России; в 1758 году последний рекомендует заказать портрет императрицы Елизаветы Петровны (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна) (для последующего перевода в мозаику) «Федору». Адъюнкт Академии художеств с 1762, в 1765 стал академиком. В петербургский, «академический» период исполнил ряд парадных портретов, в том числе великого князя Петра Федоровича, впоследствии императора Петра III (см. ПЕТР III Федорович) (1758, Русский музей, повторение - в Третьяковской галерее), И. Г. Орлова в латах (1762-63, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (см. ЕКАТЕРИНА II) (1763, там же; вариант - во Дворце-музее Павловска). Сравнительно пестрые по колориту, достаточно эффектные по рисунку и композиции, произведения эти все же не принадлежат к портретным шедеврам эпохи.
Интимный портрет
Более удачны интимные портреты Рокотова, которые принято целиком связывать с его московским периодом. Среди ранних вещей этого периода особенно значителен портрет В. И. Майкова (окодо 1765, Третьяковская галерея), излучающий бодрую, мажорную уверенность поэта в себе, в своих творческих силах; гораздо живее и легче становится мазок, гармоничней колорит, в котором цветовые контрасты смягчаются за счет теплых тонов грунта, проступающих через верхние слои краски. К лучшим работам Рокотова принадлежат также портреты: А. И. Воронцова (около 1765), Н. Е. Струйского (1772) и его жены А. П. Струйской (1772), неизвестного в треуголке (начало 1770-х гг.), неизвестной в розовом платье (1770-е гг.), В. Е. Новосильцовой (1780), И. И. Барятинского (начало 1780-х гг.; все - там же), Е. В. Санти (1785, Русский музей). Обычно погрудные или поясные, часто овального формата, эти образы лишены сильных, внешних эффектов, вкрадчиво выявляя внутреннюю жизнь модели. Композиционные приемы Рокотова стереотипны и достаточно однообразны, - что вообще характерно для портретного искусства 18 в. Но разнообразие возрастных и личностных характеристик, а также женско-мужских оппозиций в парных супружеских портретах достигается за счет чуткого внимания к неповторимым особенностям натуры, которые передаются прежде всего игрой колорита и светотени, как бы окутывающей модель серебристой дымкой. В поздних портретах - Новосильцовой или Санти - формы и краски предстают более объемными и четкими, дымка как бы рассеивается, уступая место ясному и ровному свету.
Работы Рокотова часто воспринимаются как поэтические архетипы портрета 18 в. в целом. Лирическое и несказанно загадочное обаяние Александры Струйской, запечатленной мастером, отразилось в «Портрете» (1953), одном из лучших стихотворений Н. А. Заболоцкого («Ее глаза - как два тумана,/ Полуулыбка, полуплач,/ Ее глаза - как два обмана,/ Покрытых мглою неудач.../... Когда потемки наступают / И приближается гроза,/ Со дна души моей мерцают/ Ее прекрасные глаза»).